Оркестр Орфа

Коллективное инструментальное музицирование

(Оркестр Орфа)

 

рабочая программа для ДМШ

 

Возраст детей 6-8 лет

Срок реализации 2 года

 

Возраст детей 7-9 лет

Срок реализации 1 год

 

 

Автор программы:

Заведующая теоретическим отделом ДМШ

Академического музыкального колледжа при МГК,

кандидат искусствоведения

 Г.А. Жуковская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007 г.


Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Предлагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального  музицирования у детей младшего школьного возраста с использованием ударных инструментов оркестра Карла Орфа.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Коллективное инструментальное музицирование для детей младшего школьного возраста является сравнительно новой музыкальной дисциплиной. Это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Полученные на уроках знания и навыки должны помочь детям в их занятиях по сольфеджио, на инструменте.  Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по специальности, ритмике, хору способствует формированию их музыкального кругозора.

Цели и задачи – развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к музицированию. Развитие музыкальных способностей: чувства  ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти, формирование навыка ансамблевой игры, развитие творческого мышления, приобретение навыков импровизации. Ученики овладевают основными приемами игры на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с различными шумовыми ударными инструментами (литавры, барабаны, тарелки, треугольник, бубен, коробочка, колокольчики, кастаньеты и т.д.).

Отличительные особенности Данная программа является авторской, ориентированной на особенности процесса образования в данной музыкальной школе и на наличие комплекта «орфовских» инструментов, специально созданных для детского музыкального творчества (различные по размеру и высоте звучания натуральные и хроматические ксилофоны и металлофоны, шумовые ударные инструменты). Музыкальная одаренность детей, обучаемых в школе, позволяет совместить развивающие музыкальные дисциплина (оркестр, ритмику) с основными теоретическими и практическими занятиями по сольфеджио и специальности. Это значительно сокращает начальный этап обучения, поскольку дети параллельно сразу овладевают нотной грамотой и позволяет быстрее подойти к этапу осознанного ансамблевого музицирования. Реализация программы проводится также в сотрудничестве с преподаванием ритмики и хора. Музыкальный материал подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы (многие пьесы знакомы детям по урокам специальности – Чайковский, Шуман, Гречанинов, Майкапар). Дети знакомятся с выдающимися примерами мировой музыкальной классики – отрывками из опер Моцарта, Глинки, Римского-Корсакова, балетов Чайковского, пьесами Грига, Дебюсси, популярными произведениями Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Гаврилина. Активно вовлекается в музицирование фольклорный материал.

Сроки реализации Предусматривается два варианта – двухгодичный курс для детей, принятых в подготовительный класс (подготовительного и 1 класс, 6- 8 лет) и одногодичный курс для  детей, принятых в 1 класс (7-9 лет).

Форма и режим занятий Занятия проводятся в сформированных группах (по 10-15 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 1 час. На каждом уроке используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого урока требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Коллективное инструментальное музицирование, конечно, возможно лишь в классе на уроке, но для домашней работы можно рекомендовать детям повторить разученные в классе стихи, песни, придумать новые варианты ритмического аккомпанемента, привлечь родителей к исполнению остинато или канона, то есть самим стать организаторами совместного музицирования. Свои эмоциональные впечатления от прослушанных и исполняемых в классе произведений ребенок может выразить в рисунке, выполненном по желанию дома.

Ожидаемые результаты и способы их проверки К моменту окончания курса дети должны знать буквенные обозначения звуков, овладеть основными навыками игры на ксилофоне и металлофоне, знать диапазон и регистр звучания каждого инструмента, уметь играть в ансамбле заранее выученную партию, импровизировать на основе заданного остинато, аккомпанировать на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул. Ученики должны понимать характер музыки, объяснять, почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика (дети могут, исходя их характера музыки, предложить свою собственную оркестровку).

Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме индивидуального и совместного опроса учеников.

Формы подведения итогов Открытые уроки для родителей и преподавателей в течение учебного года, выступление на новогоднем празднике, итоговый контрольный урок в конце учебного года (обычно в форме концерта, совместно с показом предмета ритмики и младшим хором, возможно в виде спектакля).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Двухгодичный курс

 

Первый год обучения

1 полугодие (16 часов)

 

1. Инструменты оркестра, высота звучания, тембр 1ч.
2. Буквенные обозначения звуков. Звукоряд на ксилофоне, металлофоне, диапазон инструмента 3 ч.
3. Постановка рук на ксилофоне (поочередное, совместное движение рук) 2 ч
4. Ритмическое остинато в размере 2/4. Ритмы , , , , 2 ч.
5. Шумовые ударные инструменты (ложки, треугольник, коробочка, бубен), основные приемы игры на них 2 ч.
6. Разучивание пьес (одноголосие, ритмический аккомпанемент) 4ч.
7. Открытые уроки, выступление 2 ч.

 

2 полугодие (18 часов)

1. Постановка рук на ксилофоне (параллельное, косвенное движение) 2 ч.
2. Ритмическое остинато в размере 3/ 4. Ритмы , , , , 2 ч
3. Шумовые ударные  инструменты (марокасы, барабан, тарелки, литавры),  основные приемы игры на них 2 ч.
4. Изменение строя ксилофона с помощью дополнительных пластинок 2 ч.
5. Разучивание пьес (двухголосие, ритмический аккомпанемент) 8 ч.
6. Контрольные уроки 2 ч.

 

Второй год обучения

1 полугодие (16 часов)

1. Повторение (инструменты оркестра, звукоряд, диапазон, высота, тембр)  . 2 ч
2. Повторение (размеры 2/4 и 3/ 4, основные ритмоформулы в ритмическом остинато) 2 ч.
3. Постановка рук на ксилофоне (параллельное, косвенное, перекрещиваю-щееся движение) 2 ч.
4. Ритмическое остинато с использованием синкопы, пунктирного ритма 2 ч
5. Разучивание пьес (двухголосие, ритмический аккомпанемент) 2 ч..
6. Разучивание пьес (трехголосие, ритмический аккомпанемент) 4 ч.
7. Открытые уроки, выступление 2 ч.

 

2 полугодие (18 часов)

1. Инструменты с хроматическим звукорядом. Обозначение звуков. 2ч.
2. Постановка рук на инструменте с хроматическим звукорядом 2ч.
3. Ритмическое остинато в размерах 4/ 4, 6/ 8 2ч.
4. Разучивание пьес (трехголосие, ритмический аккомпанемент) 4 ч
5. Разучивание пьес (четырехголосие, ритмический аккомпанемент) 4 ч.
6. Разучивание пьес с солистами 2 ч.
7. Контрольные уроки 2 ч

 

Одногодичный курс

1 полугодие (16 часов)

 

1. Инструменты оркестра, высота звучания, тембр 1ч.
2 Буквенные обозначения звуков. Звукоряд на ксилофоне, металлофоне, диапазон инструмента
3. Постановка рук на ксилофоне (поочередное, совместное движение рук) 2 ч.
4. Ритмическое остинато в размерах 2/4, 3/4. Ритмы , , , , ;, , , , 2 ч.
5. Шумовые ударные инструменты (ложки, треугольник, коробочка, бубен), основные приемы игры на них 2 ч.
6. Изменение звукоряда с помощью дополнительных пластинок 1 ч.
6. Разучивание пьес (двухголосие, ритмический аккомпанемент) 4 ч.
7. Открытые уроки, выступление 2 ч.

 

2 полугодие (18 часов)

 

1. Инструменты с хроматическим звукорядом. Обозначение звуков
2. Постановка рук (перекрещивающееся движение, тремоло)
3.. Ритмическое остинато с использованием синкопы, пунктирного ритма, размеры 4/4, 6/8 2 ч
4. Разучивание пьес (трехголосие, ритмический аккомпанемент) 4 ч
5. Разучивание пьес (четырехголосие, ритмический аккомпанемент) 4 ч.
6. Разучивание пьес с солистами 2 ч.
7. Контрольные уроки 2 ч

 

 

 

 

Содержание предмета

 

Раздел 1

Программа двухгодичного курса

1 год обучения

(подготовительный класс)

 

1 четверть

Знакомство с основными инструментами оркестра Орфа (натуральные ксилофоны и металлофоны, шумовые ударные инструменты). Различие в их звучании в зависимости от размера и материала, из которого они изготовлены.

Работа с ритмами в размере 2/4 (четверти, восьмые, половина)  , ,

Знакомство и работа с буквенными обозначениями нот натурального звукоряда (мажорная пентатоника).

Формирование навыков игры каждой рукой отдельно и двумя руками поочередно, глиссандо.

 

Игра в ансамбле – весь оркестр исполняет одну партию, аккомпанируя фортепиано, пению.

Импровизация на основе заданных звуков (не больше трех).

2 четверть

Работа с ритмами в размере 2/4 (сочетание четвертей и восьмых)  ,

Продолжение работы с буквенными обозначениями нот (семиступенный звукоряд).

Формирование навыков игры двумя руками совместно (остинато) и поочередно (более развернутые примеры).

Игра в ансамбле – оркестр делится на две группы, партии исполняются поочередно. Шумовые инструменты используются только для ритмической партитуры.

Импровизация на основе трех-пяти звуков.

Подготовка к выступлению на новогодней елке.

3 четверть

Работа с пройденными ритмами в размере 3 /4  , , , ,

Сочетание буквенного обозначения нот и традиционной нотной записи.

Формирование навыков игры двумя руками – параллельное движение, расходящееся движение.

Игра в ансамбле – двухголосные партитуры, каноны. Участие шумовых инструментов в партитуре.

Импровизации в звукоряде пентатоники.

4 четверть

Закрепление пройденного.

Подготовка к выступлению на заключительном контрольном уроке (концерте).

 

 

Второй год обучения

(первый класс)

 

 

1 четверть

Повторение буквенных обозначений нот, пройденных ритмов в размерах 2/4, 3 /4, закрепление навыков игры.

Игра в ансамбле – двухголосные партитуры с использованием шумовых инструментов.

Импровизации в звукоряде пентатоники и в полном натуральном звукоряде.

2 четверть

Новые ритмы в размере 2/4, 3 /4 (пунктирный ритм, синкопа)

Формирование навыков игры двумя руками – перекрещивающееся движение, тремоло.

Использование в звукоряде хроматических звуков fis, b (сменные пластинки).

Игра в ансамбле – трехголосные партитуры на основе чередования партий, каноны.

Импровизация в звукоряде с использованием хроматических звуков.

Подготовка к выступлению на новогодней елке.

3 четверть

Ритмические упражнения в размере 6/8

Навыки игры на инструментах с хроматическим звукорядом.

Игра в ансамбле – трехголосные и четырехголосные партитуры с использованием шумовых инструментов. Исполнение партитуры с солистом (пение, скрипка, флейта).

Импровизация в хроматическом звукоряде.

4 четверть

Повторение и закрепление пройденного.

Подготовка к выступлению на заключительном контрольном уроке (концерте).

 

 

Раздел 2

Одногодичный курс обучения

(первый класс)

 

1 четверть

Знакомство с основными инструментами оркестра Орфа (натуральные ксилофоны и металлофоны, шумовые, ударные инструменты). Различие в их звучании в зависимости от размера и материала, из которого они изготовлены.

Работа с ритмами в размере 2/4  , , , ,

Знакомство и работа с буквенными обозначениями нот натурального звукоряда. Сочетание их с традиционной нотной записью.

Формирование навыков игры каждой рукой отдельно и двумя руками поочередно, глиссандо, двумя руками совместно (остинато).

Игра в ансамбле – весь оркестр исполняет одну партию; оркестр делится на две группы, партии исполняются поочередно.

Импровизация на основе заданных звуков (до пяти включительно, в звукоряде пентатоники)

2 четверть

Работа с пройденными ритмами в размере 3 /4  , , , ,

Формирование навыков игры двумя руками – параллельное движение, расходящееся  и сходящееся движение, перекрещивающееся движение, тремоло.

Использование в звукоряде хроматических звуков (сменные пластинки fis, b).

Игра в ансамбле – двухголосные партитуры, каноны. Участие шумовых инструментов в партитуре.

Импровизации в семиступенном диатоническом звукоряде.

Подготовка к выступлению на новогодней елке

3 четверть

Работа с ритмами в размерах 2/4, 3 /4 . ;  . Размер 6/8.

Навыки игры на инструментах с хроматическим звукорядом.

Игра в ансамбле – трехголосные и четырехголосные партитуры с участием шумовых инструментов. Исполнение партитуры с солистом (пение, скрипка, флейта).

Импровизация в хроматическом звукоряде.

4 четверть

Закрепление пройденного.

Подготовка к выступлению на заключительном контрольном уроке (концерте).

 

 

Краткие методические указания

Форма занятий

На каждом уроке необходимо чередование различных форм работы для эффективного усвоения и закрепления пройденного, сочетание заучивания и импровизации, коллективной и индивидуальной работы в группе.

 

Ритмические упражнения

Для проведения такой работы используются стихи, считалки, прибаутки, — тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания. Упражнения могут быть проделаны с помощью хлопков, притоптываний, шумовых ударных инструментов. Используются следующие виды работы:

—          знакомство с основными ритмическими рисунками в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4, 6/8.

—          ритмический аккомпанемент на основе остинато (избранная ритмоформула повторяется на протяжении всего упражнения или его раздела, постепенно усложняясь и удлиняясь)

—          ритмическое «эхо» (повторение ритмов, предлагаемых учителем или одним из учеников)

—          ритмические каноны (на основе речевых текстов)

—          ритмические партитуры (первоначально каждая партия основывается на своем остинатном ритме, затем возможно более свободное построение)

—          знакомство с различными шумовыми инструментами и приемами игры на них

 

Игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки)

Для этих упражнений также в качестве ритмической основы используются  различные стихи, песенки. Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

—          знакомство и работа с буквенными обозначениями  звуков на пластинках инструментов

—          правильная посадка (пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребенок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно)

—          умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

—          овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо, знакомство с различными штрихами)

—          игра на инструменте с диатоническим звукорядом заданной остинатной фигуры, мелодии

—          игра на инструменте с заменой диатонических звуков хроматическими (использование дополнительных пластинок)

—          игра на инструменте с хроматическим звукорядом

На начальном этапе работы педагог, по своему усмотрению, может пользоваться ограниченным звукорядом, оставляя на инструменте лишь необходимые пластинки (например, звуки, позволяющие сыграть только квинту, или терцию, или трихордовую попевку), и постепенно добавлять новые звуки, расширяя диапазон до пентатоники и затем до полного семиступенного звукоряда.

 

Игра в ансамбле

Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и, по возможности, других инструментов, на которых учатся играть дети – скрипки, виолончели, флейты и т.д. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:

—          ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками

—          аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах к пьесе или песне с использованием остинато и более развернутых партий

—          игру канонов

—          исполнение оркестровой партитуры (от 2-голосной до 4-голосной)

—          исполнение оркестровой партитуры с солистом (пение, скрипка, флейта)

Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и рекомендованы ученикам для повторений дома, но основной формой работы остается непосредственная работа в классе, направленная на активное запоминание.

 

Творческие упражнения, импровизация

Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие учеников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными

заданиями:

—          импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне

—          импровизация в заданном звукоряде (первоначально – 2-3 звука, затем пентатоника,  полный диатонический звукоряд, хроматическая гамма)

—          импровизация мелодии на заданный ритм (первоначально – в ограниченном звукоряде)

—          импровизация на основе заданной ритмической партитуры

—          импровизация в заданном звукоряде (конкретные заданные звуки, пентатоника, хроматическая гамма)

—          тембровая импровизация, выбор инструментов для оркестровой партитуры

 

 

 

 

Список литературы

Дидактический материал

Методические пособия, сборники

  1. «Английские песни-игры». М., «Музыка», 1992
  2. «Колокольчики». Пьесы для детских музыкальных инструментов и фортепиано. Сост. и автор переложений Л. М. Архипова. СПб, «Композитор», 1999
  3.  «Оркестр в классе» Песни и пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов. Вып. 3. Сост. и автор переложений И. Г. Лаптев. М., «Музыка», 1994
  4. Портнов Г. А. «Ухти-Тухти». Маленькая пьеса для маленьких артистов. СПб, «Композитор», 1996
  5. «Потешки и забавы для малышей», вып.1. М.,  «Советский композитор», 1992
  6. «Система музыкального воспитания Карла Орфа», под ред. Л. А. Баренбойма, Л., 1970
  7. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., «Астрель», 2000
  8. «Французские песни-игры». М., «Музыка», 1991
  9. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа». Сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма, М.,1978

 

 

 

Репертуарный список

В данном списке указаны произведения, находившиеся в работе в течение последних 5 лет. В большинстве случаев это обработки автора программы, что отдельно не указывается. Так же не указаны конкретные издания общеизвестных и широко доступных произведений композиторов-классиков.. Репертуар постоянно пополняется новыми обработками.

 

  1. Английские песни «С утра до вечера», «Встанем в круг» (№1)
  2. А. Аренский «Колыбельная»
  3. И. С. Бах «Волынка», «Менуэт Соль мажор» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах
  4. В. Гаврилин «Каприччио» (обр. Л. М. Архиповой, №2)
  5. И. Гайдн «Menuett buff»
  6.  М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
  7. Ф. Госсек Гавот
  8. И. Гофе Канарейка (обр. И. Г. Лаптева, №3)
  9. Э. Григ «Шествие гномов»
  10. Э. Григ «Танец эльфов»
  11. К. Дебюсси «Маленький негритенок»
  12. Э. Григ «Норвежский танец»
  13. А. Лядов «Музыкальная табакерка»
  14. А. Майкапар «В садике»
  15. А. Майкапар «Капельки» (обр.Т. Э. Тютюнниковой, №7)
  16. В. А. Моцарт «Бутерброд»
  17. В. А. Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
  18. В. А. Моцарт Rondo alla turca
  19. Р. Паулс «Кашалотик» (№5)
  20. Е. Подгайц «Речкина песня»
  21. Г. Портнов «Ухти-Тухти» (№4)
  22. С. Прокофьев «Сказочка», «Марш», «Вечер» из сборника «Детская музыка»
  23. С. Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»
  24. Н. Римский-Корсаков «Три чуда» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
  25. Н. Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея» (из оперы «Снегурочка»)
  26. Н. Римский-Корсаков Вступление к опере «Золотой петушок»
  27.  И. Сац Полька (из музыки к спектаклю «Синяя птица»)
  28.  Г. Свиридов «Вальс» (из музыки к повести Пушкина «Метель»)
  29. К.Сен-Санс «Аквариум» («Карнавал животных»)
  30. Французские песни «Снежная сказка», «Сапожник», «В Авиньоне на мосту», «Галоп» (№8)
  31. П. Чайковский «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная францезская песенка», «Камаринская», «Баба-яга», «Нянина сказка» из «Детского альбома»
  32. П. Чайковский «Арабский танец» «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
  33. О. Шаронов Детская опера «Колобок» (рукопись)
  34. Д. Шостакович «Полька-шарманка», «Марш»
  35. Р. Шуман «Солдатский марш» (обр. И. Г. Лаптева, №3)